В Институте Востоковедения обсудили взаимодействие ислама и искусственного интеллекта

11 декабря 2025 г., четверг

В работе секции "Ислам и искусственный интеллект" приняли участие сразу два наших научных сотрудника – Миляуша Гибадуллина и Ильмира Гафиятуллина.

Миляуша в своём докладе рассмотрела возможность ИИ выступать полноценным субъектом передачи религиозного знания и формирования веры. 

"Несмотря на технологический прогресс, применение искусственного интеллекта в сфере религиозного образования сталкивается с рядом принципиальных ограничений, обусловленных самой природой религиозного опыта: невозможность воспроизведения экзистенциального измерения веры; проблема герменевтической недостаточности ИИ из-за отсутствия символического мышления; принципиально недостижим для ИИ уровень нравственного суждения. Наконец, существенной проблемой является невозможность воссоздания сакрального пространства", – отметила Гибадуллина. 

По мнению спикера, религиозная практика неотъемлемо связана с литургическим действием, общинной молитвой и телесным участием в обрядах. В связи с этим цифровая среда принципиально неспособна заменить физическое присутствие в храме, тактильное взаимодействие со святынями и коллективное ритуальное действие.

В свою очередь Ильмира остановилась на теме "Как цифровые платформы изменили облик исламского образования". В частности, она отметила, что онлайн-формат позволил пересмотреть отношение к получению образования.

"Онлайн-ресурсы исламского образования произвели революцию в том, как мусульмане получают доступ к религиозным знаниям. Объединяя в себе традиционные принципы обучения с современными технологиями, цифровые платформы предоставляют уникальные возможности для духовного и академического роста. Среди преимуществ онлайн-обучения можно назвать следующие аспекты: гибкий график обучения, доступ к авторитетным учёным, интерактивные методы обучения, доступность обучения в финансовом и географическом планах, возможность вернуться к изученным материалам. Примечательно, что онлайн-формат обучения позволяет значительно разнообразить сам образовательный процесс и включить в него вебинары, живые лекции, занятия в формате вопрос-ответ, интерактивные семинары и т.д.", – пояснила Гафиятуллина.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International